 дата: 16-06-2011, 20:36 Наблюдая за поведением старших дошкольников, вы можете заметить все более нарастающую связь их нравственных качеств личности с умственными способностями, стремлением к знаниям, отношением к деятельности взрослых людей, себе или друзьям.
Ребенок уже способен сдерживаться, уступать сверстниками или партнерам по игре, прикладывая небольшие волевые усилия. Однако такие качества находятся только в начале своего развития и поэтому требуют разностороннего углубления и закрепления. При работе с детьми необходимо так организовать их жизнедеятельность, чтобы она формировала благоприятный опыт общения и достойное отношение к окружающим людям. В месте с тем идет распределение уже сформировавшихся представлений о нормах правильного поведения. С детьми старшего дошкольного возраста уже можно практиковать проведение этических бесед.
На этом этапе развития поведение малышей показывает, что в их сознании происходит постепенный переход от восприятия отдельно взятых поступков (хорошие, плохие) к обобщенным понятиям о нравственном поведении. Усвоив этические понятия системы, малышам будет легче разобраться в том, что такое добро, зло, справедливость, общее благо, человеческое достоинство. Нравственное сознание еще не достаточно регулирует поведение малыша, однако он уже способен оценивать поведение окружающих людей и свое собственное. Культурно-гигиенические навыки Развивайте у ребенка навыки самообслуживания и гигиены, опрятность и культуру питания. Судить о сформированности тех или иных навыков вы можете по количеству времени, которое ребенок использует для гигиены, качеству выполнения навыков и объему требуемой помощи.
Навыки здорового образа жизни и гигиены. Внушайте детям понятия о здоровом образе жизни, гигиенических процедурах, занятиях спортом, утренней гимнастикой, закаливании и не сокращайте их пребывание на свежем воздухе.
Уход за вещами. Важно воспитать в ребенке опрятность и умение самостоятельно следить за собственными вещами и игрушками, без напоминания взрослых. Нужно непременно объяснять им что, закончив играть, следует обязательно сложить игрушки на место, а прийдя домой с прогулки, аккуратно повесить одежду в шкаф и только затем начинать заниматься своими делами. Напоминайте о необходимости поддерживать порядок в течение длительного времени.
Культура приема пищи. Продолжайте закреплять у малышей навыки культурного поведения за столом, формирование которых было заложено еще в предыдущих возрастных периодах: говорить «спасибо» после еды, не торопиться и не глотать пищу, не прожевав, сидеть за столом прямо, не играть во время еды, пользоваться салфетками и следить, чтобы еда не летела во все стороны. Привлекайте детей накрывать на стол, научите их правильно раскладывать столовые принадлежности, убирать посуду после еды. Объясняйте важность правильного питания для самочувствия и сохранения здоровья человека. Культура деятельности Привычка жить согласно режиму: Объясняйте детям о важности гигиенической организации деятельности (необходимо вставать и идти спать в определенное время, не читать в темноте, проветривать комнату, держать осанку, когда стоишь или сидишь). Прививайте малышам правила безопасного поведения. Рассказывайте о том, как избежать различных травмирующих ситуаций, о том, как сберечь слух и зрение, как оказать первую медицинскую помощь в случае ушиба или травмы при порезе, как следует себя вести в общественном месте при болезни (чихая и кашляя, отворачиваться от собеседника и прикрывать рот рукой или платком, не использовать общую посуду), каким образом следует ухаживать за больным (не говорить громко, выполнять поручения, приносить необходимые больному вещи, например, градусник, помогать принимать пищу).
Чтение книжек. Чтение сказок формирует у ребенка культуру слушателя, учит спокойно сидеть, слушать внимательно и соответствующе реагировать на события. Приучают не комментировать сюжет или того человека, который читает. После того как чтение завершится, взрослый задает вопросы, на которые нужно уметь отвечать. Возможно, необходимо будет после прочтения пересказать содержание или сделать нужные выводы и обобщения.
Трудовая деятельность и игры. Что касается трудовой деятельности, то детей можно обучать чистить обувь и следить за одеждой, пришивать пуговицы, помогать младшим, ухаживать за своим внешним видом, раскладывать вещи по местам.
В старшем дошкольном возрасте дети играют во все виды игр, какие только можно придумать: сюжетно – ролевые, театральные, народные, хороводные, развивающие, подвижные, спортивные, игры-эксперименты, строительно-конструктивные, игры с готовыми правилами. Основной задачей взрослого является обобщить игровой опыт детей, повлиять на их общее развитие. Взрослые должны реализовать благоприятные условия для творческой, двигательной и самостоятельной игровой деятельности дошкольников. Культура общения У дошкольников продолжают формироваться такие качества как доброжелательность и уважение к окружающим, воля.
В отношениях с взрослыми: В детях воспитывают чувство близости с педагогом, уважение к близким людям, сознательное стремление радовать взрослых хорошим поведением, стремление приносить пользу окружающим людям, способность брать пример с хороших людей, положительных литературных героев. Объясняют, почему важно выполнять требования воспитателей и взрослых и обращаться к старшему поколению по имени и отчеству.
Дошкольники при помощи взрослых обучаются в новых обстоятельствах выбирать верную линию поведения относительно старших людей разного возраста: проявлять вежливость, заботу, желание выполнять их просьбы. Им также объясняют, какая у них должна быть реакция на оценку их поведения взрослыми людьми, о необходимости правильно понимать слова, характеризующие их нравственную сторону.
В общении со сверстниками. Пятилетнего ребенка воспитывают сдержанно вести себя в коллективе сверстников, обучают умению выстраивать дружественные взаимоотношения, разрешать конфликты без применения силы, договариваться и действовать сообща, планировать игры, чувствовать состояние сверстников, проявлять сочувствие, поддержку и желание помочь.
Детей учат искать помощи взрослого или самостоятельно объединяться для игровой или иной деятельности, распределять поровну обязанности, давать оценку, проявлять упорство, ответственно относиться к своим обязанностям, не игнорировать установленные правила поведения, соблюдать очередность, считаться с правами других детей или взрослых.
|