 дата: 15-06-2011, 05:32 В переводе с французского языка каприз - это «прихоть, причуда». Детскими капризами называют нецелесообразные и неразумные требования выполнить, иногда абсурдное и может быть совсем не нужное, собственное желание вопреки родительскому запрету. Стремление добиться собственных целей, пусть и не совсем осмысленных – это не так страшно. Ужасно сопровождение этого действа. Во время каприза ребенок плачет, кричит, ноет, орет и требует. К этому голосовому действу может присоединиться двигательное сопровождение. Ребенок может трясти руками, бить ногами или головой, падать на пол. Детские истерики и детские капризы – это неотъемлемые компоненты детства. Наверное, не существует ни одного ребенка, который бы не устраивал истерик и капризов.
Цель детских капризов Почему ребенок закатывает «концерт»? Самым важным для ребенка является результат, то есть родительская реакция на его действия. Если вы хоть один раз пойдёте у него на поводу, потом не сможете избавиться от этой его формы поведения. Особенно, если малыш устраивает «показательные выступления» на людях, то есть в магазине, общественном месте. Если эти «выступления» дали результат, то если ребенок добился своего, то впредь такие концерты неизбежны.
Капризничать ребенок начинает довольно рано. К году он уже понимает, что родители имеют своеобразную реакцию на плач и стараются понять, что нужно малышу. Потому что плач и крик являются единственными сигналами, которые подаёт новорожденный ребенок, чтобы выразить свои потребности в воде, еде, чистой одежде. Позже, когда малыш подрастает, он использует те же сигналы для получения игрушки, сладости или др.
Капризное поведение очень ярко проявляется в период возрастных кризисов, которые происходят с завидной регулярностью в первые годы жизни ребёнка. Специалисты выделяют три кризисных периода, во время которых с наибольшей силой проявляются капризы ребенка: это кризисы первого года жизни, двух лет и трех лет. В это время происходит индивидуализация ребёнка, который изучает окружающий его мир. Изучение проходит методом тестирования, то есть все, что ребёнок видит вокруг себя, он должен потрогать, толкнуть, кинуть, попробовать на вкус. В общем, он должен узнать, что и как работает и какая от этого польза. То же самое происходит по отношению к родителям. Надо узнать, как они будут реагировать на разные формы поведения, как они будут себя вести, если ребёнок не будет реагировать на их замечания и т.д. Первые капризы являются частью изучения мира. Ребенок экспериментирует и узнает, какая его проба поведения увенчалась успехом, и он получил желаемый результат. Тогда это поведение воспринимается у него как самое действенное.
Когда взрослые оценивают поведение своего ребенка, они не должны забывать, что капризы являются прихотями и причудами, а не другими реакциями. Малыш может плакать, если ему страшно. Например, он боится большого скопления людей или боится оставаться в комнате. Крик и слезы являются также выражением протеста против родительского авторитарного отношения, а также могут быть протестом против гиперопеки. Недостаток любви, внимания и ласки малыш тоже может покрывать за счет криков и истерик. Если малыш понимает, что его родители реагируют только на крик, он его использует для привлечения внимания.
Как поступать родителям капризного ребенка Перед родителями стоит сложная задача: им нужно выработать линию поведения, при которой бы ребенок чувствовал себя любимым и нужным, был не слишком опекаемым и в меру самостоятельным. Стоять и слушать, как от крика разрывается ваш ребенок – это невозможно. Однако нужно собрать всю свою волю в кулак, чтобы не идти у него на поводу. Остановить малыша может быть вообще невозможно, он будет плакать, кричать до тех пор, пока не будет удовлетворена его просьба.
Кричать в ответ на его слёзы и крики бессмысленно, потому что он может начать кричать с удвоенной силой. Выход только один – нужно найти что-то среднее, чтобы отвлечь его от капризов, а также отвлечься от ситуации самим. Повод для отвлечения должен быть действенный и веский, так как «смотри, какая птичка полетела, смотри, какая кошечка побежала» на ребёнка практически не действует.
Нужно уделять малышу внимание, всегда объяснять ему причину отказа, аргументируя его. Выражения «Я так сказал!» и «Потому что нельзя!» не являются для ребенка аргументом. Наоборот, видя такие формы поведения, он начинает понимать, что приказом или требовательным тоном можно чего-то добиться.
Для того чтобы малыш не капризничал, родители должны иметь обоюдную тактику поведения и воспитания. Если мама разрешает, есть конфеты и смотреть телевизор, а завтра за это наказывает папа, то ребёнок всё равно будет просить конфеты и мультики, так как вчера это было можно. Требования со стороны отца и матери должны совпадать, чтобы малыш чётко понимал, что можно и что нельзя. Тогда он будет понимать, что его любые попытки в достижении желаемого результата не увенчаются успехом. Он будет знать, что потратит силы зря, и не будет капризничать.
|